Эссе

Кирилл ЧИКАДАНОВ

Эссе к конкурсу «Воспитатель года-2021»

Чикаданов Кирилл Константинович, преподаватель физического воспитания МБДОУ Детский сад № 24

Мой девиз: «В здоровом теле – здоровый дух!»

 

На пути к призванию. Родился я в городе Ейск Краснодарского края в семье военнослужащего. Казалось бы, сам факт рождения намечал траекторию моей судьбы: сначала суворовское, а затем высшее военное училище и дальнейшая офицерская служба в Вооруженных силах России. Профессия, как говорится, Родину защищать.

Но судьбу не обманешь. После девятого класса средней школы я поступил в Ейский архитектурно-строительный техникум. После его окончания продолжил путь к будущей профессии инженера-проектировщика, поступив в Ростовский государственный строительный университет. Закончив его, получил диплом о высшем образовании и профессию инженера-проектировщика промышленных и гражданских зданий.

Но, поработав некоторое время по специальности, понял, что избрал для жизни не ту профессию, которая, честно говоря, была не по душе.

«Дядя тренер». В детстве я занимался различными видами спорта – легкая и тяжелая атлетика, борьба. Кстати, до сих пор тренируюсь в спортивном зале. Примерно в 2014 году я решил совместить хобби с работой, и стал подыскивать должность тренера по работе с детьми. Знакомый посоветовал зайти в один из детских центров, где проводили тренировки с детьми, совмещая психологию и спорт.

Зашел, посмотрел, как организована работа в центре, и решил попробовать себя на новом поприще. В центре были созданы уникальные условия для успешного развития личности. В процессе игры дети отрабатывали приемы самообороны, преодолевая индивидуальные слабости (например, стеснительность или гневливость), закаляли характер и учились контролировать свои эмоции. Все тренеры были хорошими психологами и профессионалами своего дела. «У моего ребенка прекрасный результат, – делилась своими наблюдениями одна из родительниц. – Он научился давать сдачу, контролировать эмоции, общаться со взрослыми и сверстниками. Да и в целом мальчик стал более уверенным в себе».

В течение пяти лет я проработал в этом центре «дядей тренером», как там ребята называют своих наставников.

За здоровый образ жизни. В 2019 году я сменил место работы, устроившись преподавателем физической культуры в МБДОУ Детский сад № 24. В чем особенность работы преподавателя физвоспитания в дошкольном учреждении? Моя цель – привить детям любовь к спорту, выработать у них самостоятельность в принятии решения, ответственность за свои поступки. Как я этого добиваюсь? Прежде всего, через общение.

Например, в процессе общения разбираем какие-нибудь случаи. Допустим, мальчик не хочет отдавать игрушку другому мальчику. Задаю вопрос: «Почему такое происходит?» Начинаем разбирать ситуацию, размышлять все вместе над тем, почему это случилось. Заодно задаю наводящие вопросы: «А как вы поступили бы в этом случае?», «А как вы думаете, из-за чего это произошло?», «А делиться с друзьями хорошо или плохо?» и т.д. В общем, разбираем конкретные примеры поведения детей в том или ином случае.

Существует ли у меня разница в подходах к девочкам и мальчикам? Нет. Нормативы в физвоспитании дошкольников почти одинаковые. Правда, при работе с мальчиками я не забываю им напоминать, что они – будущие мужчины, поэтому должны всегда идти на выручку девочкам: мол, давайте вместе сделаем какое-нибудь порученное задание. А девочкам, в свою очередь, говорю: «Вы тоже не теряйтесь, а идите на помощь другим. Не занимайте позицию принцессы, не ждите чего-то, а проявлять инициативу, свои лучшие качества».

В процессе физического воспитания обращаю внимание ребят на вопросы патриотизма. Этому в немалой степени способствуют нормативы ГТО, которые сдают дети подготовительных групп (то есть те, кто летом выпускаются и идут в первый класс). Эту категорию ребят мы специально готовим их к сдаче норм ГТО.

Кроме того, в Пролетарском районе донской столицы и в городе Ростове-на-Дону (городе Воинской славы!) регулярно проходят эстафеты, приуроченные ко Дню защитника Отечества (23 февраля) и Дню Победы (9 Мая). Обсуждаем с детьми, кто такие защитники, что они делают, и тут же спрашиваю подопечных: «А вы хотели бы Родину защищать или нет?» При этом всегда отделяю физкультуру от пропагандирования. То есть стараюсь, чтобы каждый ребенок сам решал, какой ему выбрать путь в жизни. Но и не забываю говорить, что служба в армии – это священный долг каждого взрослого мужчины, и каждый мальчик, когда вырастет, должен пройти армейскую школу, чтобы в случае чего он мог защитить себя и свою семью.

В детском возрасте у человека зарождается мечта, какому любимому делу посвятить свою жизнь. Конкретных разговоров о том, кто кем хотел бы стать, мы пока, конечно, не проводим. Между тем в этом возрасте (от трех до шести лет) дети весьма рассудительны. Вспоминаю такой случай. На моих глазах два ребенка старшей группы (подготовишки, 5-6 лет) начали драться. Я их отсадил друг от друга, спрашиваю одного из мальчиков: «А зачем ты дерешься?» Он сел и задумался. Я говорю: «Может, сложно сказать?» «Нет, нет, тренер, сейчас скажу» (дети зовут меня тренером или Кириллом, так нам проще общаться).

Так вот, он посидел, подумал, а потом говорит: «Тренер, мне кажется, что я был злым или жестоким». Я ему в ответ: «Ох, какие ты громкие слова говоришь. Почему?» Он: «Не знаю, как свой гнев контролировать». Я: «А хотел бы научиться этому?» Он: «Конечно». Я: «Тогда давай подумаем, как это сделать». И мы начали рассуждать, как можно проявлять свою агрессию в обществе, не причиняя боль ни себе, ни другим (не дерясь и не ломая вещи). В результате свели разговор к тому, что есть тренировки, где можно агрессировать. Например, легкая атлетика: на беговой дорожке эффективно сбрасывать негативную энергию. Или футбол – в игре можно неплохо проявлять агрессию (в хорошем, разумеется, смысле слова). А взять бокс, борьбу – вот где раздолье для «агрессивного поведения». Словом, стараюсь исподволь дать подопечным установки, чтобы они поиграли в футбол, в баскетбол, попробовали силы в других видах спорта.

Разумеется, не все дети прирожденные спортсмены. Иных приходится мотивировать, чтобы они выполняли физические упражнения. В таких случаях говорю ребятам: «Без тренировок не получить результата. Понемногу пробуйте себя в различных видах спорта, постепенно увеличивайте нагрузки». Считаю, если ребенок с детства начинает заниматься спортом, он более целеустремлен, легче преодолевает трудности – через «не могу», через «не хочу». У такого ребенка развиваются волевые качества, формируется стержень характера. Поэтому я даю ребятам возможность не только поиграть между собой в какие-нибудь игры, но и покачать пресс, отжаться от пола, сделать растяжку. Ведь это тот минимум, который необходим каждому ребенку.

Физическая готовность ребенка к школе. Хотел бы заметить, что задачи по физической подготовке выпускника детского сада, его готовности к школе могут быть успешно решены, если работа в дошкольном учреждении ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде. Что включает в себя физвоспитание детей дошкольного возраста? Прежде всего, систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках.

Для обеспечения активности отдыха в МБДОУ Детский сад № 24 введены новые формы физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.

Достаточная физическая подготовка ребенка к школе предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Заключение. Современное состояние общества, высокие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.

В нашем дошкольном образовательном учреждении это хорошо понимают, поэтому делают все возможное, чтобы дети росли здоровыми и целеустремленными. Мы, преподаватели и воспитатели МБДОУ Детский сад № 24, учим ребят, как правильно выбрать в любой ситуации только полезное для здоровья и отказаться от всего вредного, прививаем ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи у нас решаются путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия детей.